|
Очень часто тексты великорусских заговоров молчаливо несут нам знание
о нашем язычестве. Рассмотрим слова заговора из книги Майкова, №123, которые
кажутся лишенными какой либо конкретности: "Есть в синем море святой
остров, на острове есть церковь, а в ней престол господень."
В действительности, в этих словах народ передал нам знание, которое было
общеславянским. И лишь с потерей исторической памяти, тексты, несущие
такие прописные истины, стали признаваться учеными как бессодержательные.
Слова этого заговора есть сущая правда. Ибо синее море - это море Балтийское.
С него видели, как над белыми крутыми берегами Рюгена подымался дым от
вечных костров, горящих на капищах. Они и дали представление о бел - горюч
камне. Есть мнение, что бел - горюч камень - это янтарь. Это объясняет
его горючесть, но это не объясняет его белизну, и святость. Последнее
-самое главное.
Итак, святой остров - это остров Буян, Руян или Рюген. Престол - высокие
белые берега. Весь остров понимался как камень Алатырь, внутри которого
горит негасимое пламя славянского духа. Древнерусское представление о
камне как о горе, много большей человека, сохранилось до нашего времени
на Урале. Церковь - храм Святовита - бога над богами, второго после Рода.
1. Историческое знание говорит нам о Святовите как о божестве балтийских
славян. Поскольку князья с Балтийского моря уходили править в иные славянские
земли, то естественно ожидать, что туда приносили они и культ Святовита.
Нет ничего удивительного в том, что алтарь Святовита был откопан в начале
двадцатого века археологами в Киеве. Это четко зафиксировано учеными.
Потом он был для сохранности засыпан, а впоследствии его не удалось отыскать
вновь, в чем видятся уже мистические причины. По своему религиозному значению,
культ Святовита обязан иметь общеславянское значение.
Святовит - хозяин верхнего неба и белого света. Его царство, пронизанное
бело-голубым сиянием, находится над голубой твердью. В древней Руси полагалось,
что этот свет есть носитель абсолютной ценности и абсолютной красоты.
Он нежно заполняет земной мир во время дня.
Как верховный бог Неба, Святовит обязан всегда бодрствовать. Днем он всевидящ.
И как всевидящий охранитель Святовит представлялся четырехликим. Ночью
в красной мантии он садится на своего белого, золотогривого коня и объезжает
границы Руси, где поражает наших врагов.
В русских сказках есть сюжет, когда герой убегает от ведьмы или Бабы-Яги
и пересекает границу Руси. Она же, злое божество, не желает далее следовать
за своим противником. Сказка просто объясняет "нельзя ей на святую
Русь". Почему нельзя - сказка умалчивает, но саму идею, об охраняемости
нашей земли - помнит.
Святовит представляется с турьим рогом, и мечем в руках. По данным немецких
хронистов, рог наполнялся вином, и по его убыли судили о погоде. В действительности,
вино - не славянский напиток. Поэтому рог Святовита должен был заполняться
медом или пивом, которые всегда были у славян ритуальными напитками. Символически
считалось, что рог наполнен живой водой. Заполняя рог, Святовита благодарили
за добрый урожай. На осеннем празднике урожая, жрец прятался за большой
пирог и спрашивал - видят ли его? Этот обряд известен всему славянскому
миру.
При всем этом, Святовит не только податель благ и могучий защитник, но
и добрый бог света. Ему противна грязь, он не допускает зла, не признает
его власти. Всевидящий Святовит не желает видеть зло и грязь своего народа.
Поклонение ему - это поклонение чистоте во всех смыслах. Арконские жрецы
вешали на глаза идола Святовита золотые пластинки, этим символически закрыв
его взор от созерцания зла и прося всевидящего бога не оскорбляться присущей
человеку нечистотой и нисходить в свой храм.
2. Арконский храм Святовита был четырехстолпный, с крышей красного цвета.
Внутри него требовалось соблюдать величайшую чистоту. Алтарь храма имел
пурпурный занавес, за которым стоял идол Святовита, хранился его меч и
знамя Станица. Знамя выносилось из храма лишь с началом войны. Вход в
алтарь охранялся двумя орлами - птицами Святовита. Смотритель, входя в
алтарь для уборки, одевался в чистую одежду и не имел права выдыхать воздух
перед ликом бога.
При храме содержался белый священный конь Святовита. Мы находим, что среди
имен его должно было быть имя Хорс.
В культе Святовита, этот конь выступает едва ли не как самостоятельное
божество. Гриву и хвост его никогда не стригли, а только расчесывали.
Стричь их полагалось беззаконием. Кормить и садиться на священного коня
мог только главный жрец.
При всем этом, иногда утром конь оказывался покрыт грязью. И это означало,
что великий бог ночью сражался с врагами. Это был знак, что людям тоже
следует готовиться к походу. Коня мыли, чистили и проводили через лежащие
копья. Если конь повреждал их рисунок правым копытом, это считалось хорошим
предзнаменованием. Так судили об исходе грядущей войны
Путь Хорсу пересекал Всеслав Вещий, рыская в ночи до Тьмуторакани. Очевидно,
с пересечением пути Хорса была связана какая-то опасность. В облике волка,
Всеслав пересекал границу Руси, и потому обязан был встречать Святовита.
Видимо, хоть и беспокоен, но праведен был князь-оборотень, если не боялся
священного коня и священного всадника. Многие нечисти стоят у границы
Руси, не смея посягнуть на нее из страха перед Святовитом. Эта еженощная
охрана границ очищает Русь, делает ее святой. Эта святость особенно остро
ощущается возвратившимися на Русь странниками. И еще ощущается ее утрата,
если вдруг Святовит начинает сомневаться в своем народе, и медлит.
Как богу-защитнику, Святовиту поклоняются князья и воины. В распоряжении
князя - жреца Святовита находилось войско Святовита, следящее за состоянием
границ. Это был сторожевой полк - хорошо обученная, всегда готовая к бою
конная дружина, на знамени которой изображался орел или сокол.
3. Святовит - второй после Рода. Любимая его земля - Белая Русь. Здесь
его зовут Белбогом, Белуном. Он встречает странников на дороге у опушки
леса, в образе седого старика в белой одежде с посохом. Его лицо как бы
погружено в дымку, в белое сияние, которое принимается людьми за рассеянный
в седых волосах свет солнца. Он щедро одаривает того, кто соблюдет нравственный
закон и уважит его старость. Но он же может обратить в камень преступника.
Белое и красное как цвета Святовита есть и цвета Белой Руси и вообще всей
Русской земли. Их гармония - залог хранения земли и народа. Белые одежды
имеют по краям ворота, рукавов и подола красный рисунок. Такая одежда
тем более защищает, чем она белее и чище. Поэтому перед боем надевали
чистую рубаху. Князья русские, уподобляясь образу Святовита, скакали в
пурпурных плащах на белых конях. Русские щиты не случайно красного цвета,
в этом цвете есть защитительная сила. В "Слове о полку Игореве"
детям бесовым, что кликом поле перегородили, противостоит волшебная сила
червленого цвета русских щитов.
4. С богом Святовитом неразрывно связано священное Небо, что находится
над голубой твердью. Это мир белых богов и небесного Ирия, где пребывают
праведные души. Древняя картина славянского мироздания известна нам из
рисунков и резьбы, сохранившейся на деревянных прялках.
Почему на прялках? Потому, что как пастух, произнося заклинание, закатывает
шерстинки скота в один восковой клубок, так же и пряхи, сотворяя нить,
скручивают запутывающийся в кудели небесный свет с изображенного на прялке
неба. Одежда, сотканная из таких ниток, защищает от злых духов и располагает
к праведному деянию.
Прясть приходилось не в дни летнего солнца, а темными зимними вечерами.
Для освящения рождающейся нити на прялках магической трехгранной резьбой
вырезалось Солнце, лучи света и освещенные ими поля. Иногда давалась вся
надземная картина мироздания, как например на вальке, хранившимся в начале
века в Московском историческом музее. (Мы пользуемся данными альбома А.А.
Бобринского "Народные деревянные изделия", в.1, Москва, 1913
год.)
Изображения на вальках родственны изображениям на прялках, ибо когда рубаха
пачкалась и ей нужно было возвратить ее первозданную чистоту (разумеется,
не только естественную, но и волшебную), ее очищали теми же светоносными
знаками, при которых создавали.
На доске валька нижний ярус - Земля. На ней всадник - Ярило, он отмечен
бородой, и всадница - Лада, скачущие на фоне веток лиственных деревьев.
Выше представлено небо Стрибога - небо ветров и птиц. Еще выше небо Солнца
- Даждьбога, над которым должна располагаться твердь голубого свода. Над
голубой твердью лежит верхнее небо белого света - царство Святовита. На
этом небе обитают боги и души предков, здесь лежат хляби небесные - живая
вода, питающая корни мирового дерева. Вместе с этим, воды на небе изображают
и огненную реку - полярные сияния, отделяющие Ирий от остального мира.
На вальке белое небо представлено кузницей. Изображен мех, горн и два
кузнеца. Один из них обязан быть небесный огонь Сварог. Вместе с этим,
Сварог воплощается в человеческий образ. Известно, что он выдумал клещи
и брал ими огненного змея. Другой кузнец, по смыслу и содержанию небесной
кузнецы, должен быть Святовит. Получается, что в мирное время Святовит,
как и Сварог, - кузнец, творец духов и душ будущих людей. В волшебной
небесной кузнице происходит перековка, переплавка душ в небесном огне
и белом свете, после которой омоложенные, с вновь обретенной силой и чистотой
возвращаются они на родную землю. Это, известный нашему язычеству, сакральный
путь достижения бессмертия. Святовит кует и делает бессмертным то, что
соответствует его божественной сущности.
Святовит оказывается еще и богом возрождения священной идеи единства и
вечной праведной жизни славянских народов.
|